Игры похожие на Rimworld, Banished. Banished. Обзор игры Кризисный менеджер и другие напасти

Лучше бы Banished вышла под Новый год. Маленькая игра, очень тесная и камерная — градостроительный симулятор в масштабах деревушки колонизаторов. Хочется взять, поместить под стеклянный колпак и насыпать блесток, чтобы получился рождественский шарик. При этом натура у Banished суровее некуда - а все потому, что происхождение она ведет не от SimCity или , как думается при первом знакомстве. Banished - это скорее первый удачный наследник .

Пещерные предки

Dwarf Fortress - одна из тех игр, что живут вне времени. Первая ее версия вышла в 2006 году, по сей день пребывает в статусе альфы и вообще нарисована с помощью ASCII-псевдографики, то бишь цифр, букв и множества разноцветных значков, но нас интересует не это. Dwarf Fortress - это симулятор выживания популяции гномов в жестоких условиях, приобретший славу одной из самых сложных игр в истории благодаря бездонной механике и необходимости одновременно следить за уймой факторов, один из которых однажды погубит крепость.



Деревянные дома выгоднее, но на их отопление тратится больше дров. В каменных жилищах КПД топлива гораздо выше. Да и пожары каменную кладку не любят. Однако погода обожает капризничать - то оттепель в середине зимы, то снег в начале осени. Если урожай не убрать до первого снега, ему конец!

Banished же берет эту идею, облекает в форму градостроительного симулятора и возводит на этой основе игровой процесс. Мы останавливаемся посреди густого леса, под нашим командованием - несколько семейных пар, в закромах - немного древесины, камня и еды. Из этого скудного набора придется соорудить какое-никакое поселение и не дать ему сгинуть.

ЭТО МИЛО: если начать игру на высокой сложности, то вместо уже построенного амбара и склада вам дадут лишь телегу с припасами - точно такую, как в Dwarf Fortress! Ну, подробностей внешнего вида мы указать не можем, но сама ситуация (кучка путешественников и их неказистый транспорт) не оставляет сомнений.

Кризисный менеджер и другие напасти

В Banished наш главный и бесценный ресурс - люди. Условная цель - построить большой процветающий город. Достигается она правильным распределением усилий по нескольким направлениям: добыча еды, ресурсов, создание инструментов и топлива, чтобы не замерзнуть зимой.

Весь производственный цикл подчинен круговороту времен года. Весной сеем пшеницу и картошку, осенью собираем урожай, летом заготавливаем дрова, чтобы с приходом морозов жители могли греться у жарко натопленных печей и каминов (летом и весной, разумеется, расход топлива близок к нулю). Отсюда следует посменная стратегия выживания: летом фермеры ухаживают за будущим урожаем, а после покоса берутся за топоры и кирки, чтобы добыть сырье для строительства.



Независимо от профессии и возраста люди носят одну и ту же одежду. А дети и того страннее - смотрите статистику какой-нибудь девочки, а ей 0 лет! Адепты микроконтроля убеждают, что для управления большими посевными площадями достаточно одного человека, которого нужно вручную переводить с поля на поле, - ведь культуры растут без участия фермеров.

Здесь работает система профессий: стрелочками вы увеличиваете или уменьшаете число трудяг в той или иной сфере. Что-то похожее было в , но там подчиненные получали специальность и уже не меняли ее, а в Banished рыбак легко становится охотником или ткачом. Даже если он рыбачил всю жизнь, толку от этого нет - вчерашний трактирщик будет удить карася с той же отдачей. Если только не учился в школе - это единственный способ повысить эффективность.

Город тысячи несчастий

Итак, вы построили первые домики и отправили поселенцев пасти овец и рубить дрова. Теперь - долгие годы ожидания, повлиять на скорость прироста можно лишь новыми жилищами, куда возмужавшие детишки съедут от родителей. Если молодежь не выселить, они не смогут завести своих отпрысков в переполненном доме, выйдут из детородного возраста - и деревня в один прекрасный момент просто вымрет от старости. Это лишь одна из возможных катастроф.

Расстояние от предприятий до склада очень важно - слишком долгий путь тормозит экономику.

Предположим, вы заботитесь о молодоженах и помогаете им сбежать от сварливого старичья. Значит, будет естественный прирост. Через три-четыре года при грамотном управлении население удвоится. А если вы переоценили своих аграриев? Поздравляем, нового урожая кабачков не хватило даже до середины зимы, и бедолаги мрут с голоду.

Допустим, вы позаботились о пропитании, половина населения ковыряется в земле, другая половина бегает по лесу за дичью. Вы же не забыли, что каждому гражданину для работы необходим инструмент, иначе продуктивность труда упадет на порядок? Вы же выковали резервный запас инвентаря? Нет? Тогда наблюдайте, как кузнец в истерике колотит по наковальне, не успевая за потребностями поселка, а селяне по полчаса лупят одну яблоню сломанной тяпкой. Если половина жителей останется без инструментов, они не успеют ни собрать урожай, ни выловить рыбу - и все, встречайте Всадника на вороном коне.

Амбар гораздо вместительнее склада - если вы смогли забить его доверху, то в поселении хотя бы пару лет с едой будет полный порядок.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: один из показателей успеха у населения - уровень счастья. Нам не удалось довести людей до ручки, однако в Dwarf Fortress крепость вполне могла пасть от массового помешательства. Например, в легенды вошла так называемая «котострофа»: гномы имели привычку сильно огорчаться, если какой-нибудь изверг убивал их кошку. Огорчаться вплоть до массовой резни окружающих, родня которых, в свою очередь, тоже огорчалась и продолжала кровавую прогрессию.

Чем дольше существует деревня, тем больше напастей ее подкарауливает. В один прекрасный момент кончатся наземные россыпи камней и руды - если нет шахты и карьера, пиши пропало. Охотники уничтожат популяцию оленей - пиши пропало. Истощится почва от ежегодных посевов - пиши пропало. Загорелся дом, колодца нет - пропало. Не рассчитали возможности дровосека и посреди зимы закончились дрова - все замерзли насмерть. Отсутствие внешних врагов (которые были, скажем, в ) и жутких Забытых Тварей, главной беды в Dwarf Fortress, Banished компенсирует длинным списком катастроф, следующих за одной-единственной ошибкой в логистике в самом начале игры.

На этом поле Banished переплюнула и The Settlers, и SimCity, и Anno. Градострой от Maxis вообще должен рыдать от стыда! С их бешеным бюджетом студия так и не создала толковую систему симуляции горожан - болваны не имели ни постоянного места работы, ни дома. Зато собранная на коленке Banished может похвастаться настоящими виртуальными людьми, с семьей, работой и проблемами (не хватает только мыслей, как в ). Вызов игроку игра тоже бросает нешуточный - в отличие от последней SimCity, где проблемы создаются из-за ошибок в разработке, а не игровой механикой.

Бритва Оккама

Banished не хватает разве что разнообразия. Строений мало, возможностей мало - много только сельхозкультур. Занятия и проблемы не изменятся спустя сотни лет после основания деревни, изменятся только масштабы. Несомненно, желание вырастить большую и богатую коммуну само по себе поддерживает интерес, но момент озарения «а что дальше-то?» однажды непременно наступит.

У приезжих торговцев можно покупать по абсурдным ценам семена разных культур или скотинку - куриц, например. Разнообразие радует жителей и позволяет организовывать севооборот.

Хотя этот недостаток можно и простить, потому что Banished сделал всего один человек - программист Люк Ходорович . Он не пошел по стопам Тарна Адамса, который, очевидно, собрался полировать Dwarf Fortress до самой старости, и все-таки довел разработку Banished до условного завершения.

Большинство претензий разбивается о статус соло-разработчика. «Графика так себе», «деталей мало», «коровы сквозь ограду ходят» - а много ли сделаешь в одиночку? Адамс вот сделал, но он уже двенадцать лет живет исключительно одной игрой и кормится пожертвованиями. Banished же не настолько амбициозна, чтобы тратить на нее десятки лет жизни.

* * *

А еще Banished по сравнению с Dwarf Fortress мила и прямо просится в руки, словно котенок. При том, что, в сущности, она гораздо суровее, чем другие градостроительные симуляторы: недостаточно просто построить эффективную коммуну, важно не дать ей погибнуть - и, конечно же, проигрывать раз за разом, извлекая полезные уроки.

Инди-стратегия, сделанная одним человеком. О том, как трудно быть старостой небольшой деревушки

Отправить

Густой лес. Река. Горы. Посередине дикого пейзажа небольшая поляна, населенная кучкой отщепенцев. Отщепенцы спят в длинном бараке, хотят есть и грустно смотрят, как солнце все быстрее и быстрее заходит за горизонт - это значит, что скоро зима, и придется кутаться в рваные лохмотья. Ваша задача - взять шефство над вымирающей деревушкой и превратить ее в процветающий символ аграрного успеха.

Сельский час

Поначалу можно принять за копеечный аналог или . Здесь тоже подробная система менеджмента, сложная экономика и мощный фактор человеческого ресурса. Не обманывайтесь: Banished, отсекая все лишнее (графику, военные столкновения, дипломатию), глубоко зарывается именно в аграрный производственный цикл, делая его напрямую зависимым от времени года. Наступила весна - пора сажать картошку и кабачки. Осенью собирать урожай. Летом запасаться припасами: дровами, мясом, рыбой. Зимой пытаться выжить.

Зима здесь страшная. Она как финальный босс, к которому вы готовились три предыдущих сезона. Зимой можно замерзнуть (если не хватило дров), умереть от голода (если по амбару внезапно загулял ветер), простудиться и попасть под метель. Зима - смерть во всем ее первобытном ужасе. В Banished нет конечной цели, но одна из тех, что подразумевается - это, конечно, дожить до весны: тогда можно вздохнуть спокойно и снова приняться за работу.

Которой навалом, как и положено в нормальном сельском обществе. Ваши подопечные делятся по профессиям: кто-то строит, кто-то сидит с удочкой у реки, кто-то сеет пшеницу. Профессии не фиксированные, и в нужный момент (например, во время жатвы), можно отправить в поле все взрослое население деревни. А потом вернуть обратно, ведь никаких специальностей здесь не предусмотрено, селяне на все руки мастера.

Это несколько сбивает с толку: логично предположить, что если человек всю жизнь копал картошку, то это у него получается несколько лучше, чем ковать мотыги из металла. Можно построить школу, но там не переучивают, а только дают абстрактную квалификацию, повышающую производительность труда. Даже страшно представить, что за педагоги преподают в таких учреждениях, если ее выпускник и швец, и жнец, и на дуде умеет.

В много таких неточностей, что, наверное, можно частично списать на малый (очень малый) штат разработчиков. С другой стороны, когда по деревне спокойно разгуливают годовалые дети (на каждого жителя приведена подробная статистика), в голове происходит какой-то тектонический сдвиг. С третьей стороны, когда одногодовалые дорастают до молодых активных людей, тектонический сдвиг происходит уже в игре.


Демография

Жители растут. С их возрастом растут и запросы. Если подростки особо ни о чем не заботятся, то двадцатилетним нужно отдельное жилье: рожать детей, деля жилплощадь с ворчливыми родителями-стариками, молодые не могут. В таком случае в демографическую яму за пару лет улетит все работоспособное население деревни. А это катастрофа. Если у молодоженов будет свой дом, то дети начнут рождаться с такой скоростью, что амбар с припасами опустеет задолго до первого снега. И это катастрофа.

Катастрофы кругом. Они медленно кружат над вами с самого начала игры, накидываясь через пару часов после того, как вы совершили мелкую, как казалось, логическую ошибку. Именно поэтому в Banished можно играть часами, пробовать разные техники и стратегии, а в итоге ничего не добиться: рано или поздно природа вас все равно сожрет.

И тут зарождается неудобный вопрос, свойственный всем, в общем-то, песочницам: а дальше-то что? Ну вот, я возвел крепкое хозяйство, охота там, рыбу ловят, есть даже трактир и пара кузнецов. Что дальше? А дальше ничего: еще один трактир, еще больше населения, больше домов, больше цивилизации. Перешагнуть на новую ступень эволюции не получится - мало контента; построить железную дорогу вам не дадут.


Это, опять же, легко объясняется: один разработчик, инди, все дела. И, наверное, не стоит игру за это пинать: первые несколько (пару?) десятков часов она правда дает такой опыт, который дать мало кто в состоянии - особенно после того, как Anno ушла в какие-то футуристические дебри, а Settlers радостно переваривается в браузерных кишках имени себя.

Тем более что работа идет полным ходом: висит в верхних строчках Steam, ее автор обещает выпустить инструментарий для пользовательских модификаций и подумывает таки ввести военный элемент в мирную рутину. Быть может, через пару лет под знакомым названием мы увидим совсем другую игру. Впрочем, она уже сейчас смотрится совсем неплохо.

Независимый градостроительный симулятор с уклоном в сельское хозяйство: благодаря Banished вы научитесь вовремя засеивать капусту, удить рыбу и просчитывать продовольственный бюджет на пару лет вперед.

Любите серию игр UFO или X-COM? Вот подобная игра.

Действие игры происходит в альтернативном мире в 1979г., во время холодной войны. Две мировые сверхдержавы - СССР и США объединяют свои усилия для борьбы с инопланетными захватчиками.

Как и в оригинальной UFO, игровой процесс разделён на стратегическую часть (Geoscape) и тактическую (Combat Viewer). В стратегической части создаем и развиваем базы, набираем персонал для них, проводим исследования, боремся с кораблями пришельцев.

В тактической части ведем пошаговые наземные бои. Значительное нововведение по сравнению с серией игр UFO -тактический воздушный бой между истребителями землян и "летающими тарелками".

Симулятор каскадёра-гонщика.

Rebuild 2 - пошаговая тактическая стратегия.
Вы - лидер горстки людей, укрепившихся посреди зараженного зомби города. Перед вами стоят следующие задачи:
- Поиск и спасение выживших;
- Обучение их различным навыкам для их же выживания. Навыки таковы: собирательство, наука, военное дело, строительство, лидерство.
- Организация действий ваших людей для наиболее эффективного выживания. Внимание! Голод - ваш враг. Направьте фермеров готовить пищу, или же собирателей - разворошить пару супермаркетов.
- Захват зон города. Вашего человека ночью инфицировали? Скорее на захват госпиталя!
- Много случайных событий, разнообразящих происходящее. Более того - от того, как вы отреагируете на происходящее, зависит конец игры.

Разработчики говорят, что были вдохновлены проектом Dwarf Fortress, когда создавали этот шедевр. А вообще, всем любителям Minecraft и Terraria обязательно понравится.
Строим, копаем, выживаем и управляем в опасных и динамичных игровых мирах. В игре отменная pixel-art графика, множество уникальной игровой живности (типа плотоядных улиток, летающих свиней и даже куро-ктулху) и очень увлекательный геймплей. Alpha-demo .

Pax Britannica является однокнопочной стратегией в реальном времени. То есть весь смысл заложен в создании юнитов одной кнопкой. Тип строящегося корабля напрямую зависит от продолжительности нажатия клавиши. До четырех игроков могут поучаствовать в подводных баталиях. Выбор цвета кораблей осуществляется клавишами A, F, H и L.

Реализация настольной игры известной в советские времена как «Атака»

Процесс игры похож на шахматы. Игра проходит на доске с клетчатым полем 10 на 10. Участвует по 40 закрытых для противника фишек с каждой стороны. Фишки представляют собой одинаковые срезанные цилиндры. На плоской стороне цилиндра, направленной к игроку, обозначается ранг этой фигуры.

Сетевая версия в разработке.
Для начала игры выбираем в меню - новая игра-сетевая, после этого расставляем свои фишки. После расстановки подключаемся к серверу автоматом. Если кто то ждет соперника без пары - сразу к нему подключаемся. Если никого нет - ждем пока кто то зайдет. Лучше с кем нибудь договориться и поиграть в одно время, так как ждать долго будете...

В этой игре Вам предстоит сыграть за опальную маленькую принцессу, сбежавшую на поиски приключений с верными людьми. Большим везением считается, если с Вами сбежит королевский советник. Здесь встретятся различные существа - драконы, лешие, огры, ведьмы и другие. Вас ожидают всевозможные задания. Игровой мир каждый раз генерируется заново и никогда не повторяется. Основная цель игры - помочь приятно скоротать несколько минут на перерывчике. Принцесса за прожитую жизнь награждается различными титулами.
Как ни печально, конец нам всем предназначен один, но жизнь прожить можно по-разному. Великие дела ждут!

Пиксельный Симулятор Бога, созданный в честь серии игр "Populous". 3 стихии 15 заклинаний 30 миссий + режим случайной карты. Пиксельная графика, терраформинг и расслабляющая музыка.

Оригинальное хитросплетение жанров RPG и Tower Defence. Героиня маг и её спутники ("башни") прокачиваються из битвы в битву, спасаясь от орд нежити. Сюжет, диалоги, юмор.

Внимание, треш.
Сюжет игры это пародия на все зомбикрошительные игры в стилистике старых игр времен 286-х, Спектрумов и БК.
В городе Z жил самый обыкновенный бомж, спал на улице, пил водку и радовался жизни.
Но в один прекрасный вечер он проснулся, продрал глаза с похмелья, оглянулся и увидел что весь город кишит зомби и прочими монстрами.
Сначало он решил что это белая горячка, но когда один из мертвяков решил попробовать его на вкус наш герой не растерялся.
Схватил бензопилу в ближайшем магазине хозтоваров и отправился пропиливать себе дорогу на свободу.
Теперь вам предстоит выбраться из этого сумасшедшего города.

Cards Wars - это комбинация настольной игры "Риск" и карточной игры "Пьяница".

К счастью, мы живем в обществе, в котором обычного человека смертельные опасности не подстерегают на каждом шагу. Но порой так и хочется окунуться в мир, живя в котором, никогда не знаешь, настанет ли завтрашний день. А если при этом еще и вершить судьбы целых поселений, можно и вовсе почувствовать себя правителем, от которого зависит выживание сотен, а то и тысяч людей. Игры типа Banished способны удовлетворить эти амбиции, пусть и в виртуальном мире.

13. Spacebase DF-9

Если бы эта игра была фильмом категории Б из 80-х годов, то лучшего описания, чем «Dwarf Frotress. IN SPACE!» для нее бы не было. Только вместо гномов здесь космические путешественники, вместо крепости – космический корабль , вместо рудных жил в земле – пролетающие мимо корабля астероиды, а вместо кровожадных монстров – кровожадные космические монстры.

В остальном геймплей стандартный как для песочницы-выживалки – нужно расширять свой корабль, заботиться о нуждах и настроении поселенцев, отражать атаки враждебных существ и разбираться с последствиями различных катастроф (которые здесь чуть разнообразнее, чем в других играх типа Banished).

А мотивация выжить в игре вообще зашкаливает, ведь протагонисты здесь не просто горстка отчаянных колонистов, а Последняя Надежда Человечества, угробившего свою планету. К сожалению, развитие игры почти заброшено, а русскоязычной версии нет и не предвидится.

12. ClockWork Empires

ClockWork Empires – одна из игр типа Banished, где игроку предстоит управлять небольшой колонией храбрых поселенцев, отправившихся покорять неразведанные просторы. Главная фишка проекта – его стимпанковая стилистика, напоминающая о таких шедеврах игростроения, как легендарный Arcanum.

Точно так же, как и в своем духовном прародителе, в ClockWork Empires игроку предоставляется выбор между технологиями и магией. И то, и другое поможет колонистам добывать необходимые ресурсы и отбиваться от множества врагов, среди которых как банальные бандюги, так и хтонические человекорыбы.

Причем если дела пойдут совсем плохо, то психика ваших колонистов может не выдержать, и они могут создать какой-нибудь мерзкий культ, а то и поубивать друг друга. И даже если вам удастся победить локальный кризис, не факт, что его отголоски не настигнут вас в будущем, ведь все персонажи, кроме психики, обладают еще и памятью о поступках игрока.

11. Life is Feudal: Forest Village

10. Planetbase

Земля с ее красочными пейзажами осталась далеко вместе с ее проблемами, а вам предстоит заняться обустройством колонии на других планетах разной степени приветливости.

Вы будете строить разные модули, необходимые для удовлетворения тех или иных нужд колонистов, следить за самочувствием своих подопечных, расширять их владения и улучшать качество жизни.

Поселенцы выполняют работу по принципу «кто на что учился»: инженеры занимаются созданием новых модулей, оружия, микросхем, роботов и их ремонтом, биологи отвечают за еду, охранники обеспечивают безопасность колонии и т. д. Роботы тоже делятся на несколько видов и выполняют строго определенную работу.

Условия на разных планетах разные, где-то выживать довольно просто, а где-то кажется и вовсе невозможным. Например, на Пустынной планете вам будут меньше грозить метеориты, солнечные панели смогут работать на полную, а на Штормовой будут мешать постоянные грозы, низкая плотность атмосферы и прочие неприятности.

9. Project AURA

Project AURA – эдакий Banished в космосе. Землян постигла страшная участь по их же собственной вине. Глобальное потепление повлекло за собой катастрофические изменения климата, сделав планету едва ли пригодной для жизни. Люди залезли в криогенные камеры и стали ждать.

Когда же наш век подошел к концу, проблем стало еще больше, поэтому все, что остается бедному человечеству – пытаться выжить в этих суровых условиях. Конечно, у него все есть убежища, в которых можно укрыться и подождать лучших времен, но это не выход. И в таком мире вам придется заниматься развитием поселения, обучать и удовлетворять потребности выживших после катастрофы.

Проект находится в раннем доступе и пока поддерживает только английский и испанский языки.

8. Stonehearth

Stonehearth – интересное, хоть и ставшее уже привычным, сочетание песочницы , стратегии в реальном времени и РПГ, похожее на знаменитый Banished (хотя изометрический вид и кубическая графика напомнят скорее пресловутый Minecraft).

Здесь нам предстоит принять бразды правления небольшой отдаленной колонией и превратить ее в процветающий мегаполис. И, конечно же, по мере увеличения процветания наше поселение будет привлекать внимание разнообразных злодеев , среди которых как стандартные гоблины, нежить и элементали, так и необычные для игр такого жанра пираты , ниндзя и, что самое ужасное, политики.

Еще одной фишкой игры является наличие редактора построек, который позволяет создавать самые замысловатые здания с самыми разными функциями. А развитая ролевая система позволит вашим подопечным освоить одну из 16 профессий, каждая из которых критична для выживания колонии в целом. Доступна русскоязычная версия игры.

7. Northgard

Как в старые и не очень добрые времена, храбрейшие и сильнейшие из викингов подняли паруса своих драккаров и отправились на поиски новых земель, богатств и приключений. Их ждал успех – открытие Нордгарда изменило жизнь северян.

Теперь развивать свое поселение, воевать, торговать и слагать висы богам предстоит уже на новой, практически неизведанной земле, кишащей опасностями, начиная от диких зверей и заканчивая ожившими мертвецами.

Игроку нужно взять под контроль первооткрывателей, обучить их разным ремеслам, чтобы обеспечить выживание и развитие поселения, вести завоевательные войны, открывать новые территории и даже договариваться с йотунами.

6. Gnomoria

Gnomoria – развитие тренда, начатого легендарной Dwarf Fortress. Эта игра позволяет управлять небольшой колонией гномов. На фоне большинства подобных игр в Gnomoria достаточно упрощенная система питания подопечных – съедобные ресурсы распределены на категории «Еда» и «Питье».

Зато разнообразие всевозможных устройств и механизмов, которые гномы могут создавать, поражает воображение. Начав с небольшого селения, колония под управлением игрока быстро разрастается вширь и вглубь, ощетинивается стенами и укреплениями, обзаводится собственными садами, фермами и мастерскими.

Но такое процветание привлекает и завистников – назойливых насекомых, коварных гоблинов, мускулистых орков, загадочных големов и зловещую нежить. Чтобы отбиваться от них всех, придется тренировать и вооружать свою бородатую армию и вести ее к героическим победам (или не менее героическим поражениям). Доступна русскоязычная версия.

5. Project Zomboid

4. Kingdoms and Castles

Kingdoms and Castles – строительный симулятор, позволяющий взять под свое крыло небольшую средневековую деревеньку и превратить ее в роскошный замок, которому позавидовал бы сам Король Артур.

Для этого нужно будет возводить для своих поданных дома и таверны, следить за их счастьем, обустраивать производственные цепочки и оберегать свои владения от всевозможных бед и угроз. А их тут немало – в небесах порхают величавые и смертоносные драконы , по морям плывут кровожадные викинги, несколько упавших в сено угольков могут вызвать грандиозный пожар, а один заболевший чумой поданный может очень быстро заразить все селение.

Так что для максимальной выживаемости нужно грамотно планировать дорожную сеть, эффективно распределять колодцы и больницы и, конечно же, строить вокруг города укрепления и тренировать войска. К сожалению, русскоязычной версии игры пока не существует.

3. Dwarf Fortress

Dwarf Fortress – легендарная, великая и ужасная игра, которая, несмотря на примитивную графику (вернее, ее отсутствие), может похвастаться миллионами поклонников со всего земного шара.

Игра сочетает в себе элементы полузабытого «рогалика » (rogue-like) и симулятора строительства . Игроку предстоит управлять небольшой колонией трудолюбивых гномов и помогать им преодолевать различные трудности. Много, очень много трудностей.

Несмотря на кажущуюся примитивность, игра очень детальна – каждый гном обладает своим характером, навыками и психикой, а вместо полоски здоровья прописана целая анатомическая система.

В процессе игры колония будет расти, крепость расширяться, а шансы проиграть из-за неосторожно дернутого рычага, проданной эльфам табуретки или смерти любимого котика, закаленного в сотнях боев ветерана – увеличиваться. Недаром неофициальный девиз Dwarf Fortress – «Losing is fun!».

2. RimWorld

В этой игре вам предстоит управлять колонией чудом выживших в крушении космического корабля поселенцев на полной опасностей планете. А для выживания нужно грамотно распоряжаться имеющимися скудными ресурсами и внимательно следить за состоянием здоровья своих подопечных (как психического, так и физического). В этом игра очень похожа на Banished.

А ключевым отличием RimWorld от других подобных игр является наличие Рассказчика, который обрушивает на головы колонистов различные неприятности, от нашествия плотоядных жуков до вспышки звезды.

Но и без козней Рассказчика жизнь поселенцев не сахар – в округе бродят дикие звери и жестокие рейдеры, а климат планеты нельзя назвать дружественным. Выжить здесь можно только грамотно распределяя задачи между колонистами и предугадывая грядущие проблемы. Так что, если вы хотите пощекотать нервы и проверить свои навыки стратегического планирования, добро пожаловать!

1. Factorio

Factorio – уникальное сочетание сразу нескольких жанров, а именно строительного симулятора, стратегии, top-down шутера и Tower defense в одной игре. Игровой аватар – космический путешественник, потерпевший крушение на загадочной экзопланете.

Так как дел здесь очень много, а рук у персонажа всего две, то для обеспечения необходимым для выживания количеством ресурсов придется строить всевозможные автоматические фабрики, заводы, конвейеры, железнодорожные развязки и системы защиты от местных инсектоидов.

Это пример того, как всего один человек собственными силами может создать оригинальную экономическую стратегию, которая будет по многим аспектам не уступать дорогим и раскрученным проектам от известных разработчиков. Banished - творение , программиста, который попытался собрать в ней все то, чего, по его мнению, не хватало в других экономических симуляторах. Интересно, что изначально планировалось сделать инди-игру о зомби (проект был начат еще в 2011 году), но после некоторого времени работы над игрой автор посчитал, что существует и без того много инди, посвящённых зомби, и лучше изменить концепцию, заняться чем-то более серьезным и оригинальным.

В первую очередь Banished - по-настоящему продуманный и сложный симулятор, который надолго может поставить в тупик даже бывалых игроков, знакомых со многими представителями жанра. Многое здесь напоминает о серии , Dwarf Fortress - еще одном успешном инди-проекте - и . Причем с последним даже больше общего, т.к. основной ресурс в данной игре - люди, нужды и запросы которых нужно постоянно учитывать. Вот только масштабы поменьше - строить и развивать мы будем всего-то небольшую колонию, деревню, переходящую постепенно в небольшой город. Начинается все с выбора карты и условий игры. Место генерируется каждый раз случайным образом, а события развивается совершенно непредсказуемо. Небольшая группа переселенцев, судя по всему, изгнанников, состоящая всего из нескольких семей, оказывается на незнакомой территории, окруженной лесом, водой, горами. Именно здесь им придется начинать новую жизнь, а точнее, вам нужно будет сделать все для их выживания. Сюжета здесь нет, определенных заданий тоже, главное - вовремя реагировать на постоянно меняющуюся ситуацию, справляться со всеми возникающими проблемами, которые здесь никогда не заканчиваются, скучать игроку будет некогда.

К сожалению, игра не имеет русского языка, а количество поступающей текстовой информации большое. Какое-то время у вас уйдет просто на то, чтобы разобраться со всеми таблицами данных, интерфейсом, управлением, принципами игры. В первые часы, скорее всего, ваши поселенцы будут массово гибнуть, не сразу удается уловить, что необходимо для сохранения хрупкого баланса их жизни. Этим и отличается от многих других экономических стратегий: на каждое событие нужно реагировать незамедлительно, иначе вашу колонию ожидает скорый крах. Труд людей распределяется по сезонам, успех тесно связан с непредсказуемыми погодными условиями. Для выживания важно вовремя засеять поля, а затем собрать урожай, чтобы он не погиб от мороза и снега, запасти еду, обеспечить жителей теплой одеждой и домами. Для работы нужны специальные инструменты, без них труд будет не так эффективен, для быстрого передвижения - дороги. Значит, нужен кузнец, который способен эти инструменты сделать, портной, который сошьет одежду, нужны рабочие. Причем и собирательством, охотой и рыболовством нужно заниматься одновременно с возведением зданий. Поставить можно любое здание, если есть соответствующие ресурсы, здесь нет уровней технологий, переходов к новым эпохам. Но нужно экономно расходовать все, что вы имеете, любой ресурс может истощиться. Вырубив весь лес, вы лишитесь популяции оленей, на которую охотились ваши люди. А новый лес, который можно посадить, вырастет очень нескоро. Камень и уголь тоже заканчиваются, придется создавать шахты. Можно неосторожно выловить всю рыбу, а урожай может не уродиться, пропасть по каким-либо причинам. Кочующие торговцы предоставляют вам полезные товары (им же можно продать излишки ресурсов), однако приход странников сопряжен с опасностью проникновения в поселение какой-либо болезни.

Для лечения в колонии должны присутствовать травники. Для умерших создается кладбище, а церковь удовлетворяет религиозные потребности населения. Трактир послужит для развлечения ваших людей, школы сделают труд более эффективным. Правда, их влияние не столь сильно отражается на игре, ведь каждый человек, кроме детей, труд которых не используется никак, может запросто менять множество профессий: в один период он будет фермером, потом строителем или рыболовом - главное вовремя давать ему нужные задания, а то и урожай сгниет на корню, оставшись неубранным.

Последствия всех ошибок игрока сразу же видны. Голодающие или больные люди быстро умирают. Не все, конечно, зависит целиком от вас, какая-нибудь внезапно возникшая буря может снести половину поселения, а из-за ужасной засухи пропадут посевы и начнутся пожары. Чтобы обезопаситься от огня, следует не забыть поставить колодцы или пододвинуть дома поближе к реке - тогда постройки можно будет вовремя потушить. Чтобы ваше население постепенно увеличивалось, нужно расширять колонию, создавать дополнительные дома, куда перейдут выросшие человечки, создав свою собственную семью. Если свободных домов вовремя не появится, они могут состариться, так и не оставив потомства, а поселение в результате вымрет.

Так как над Banished работал всего один человек, создать графическое оформление на уровне Anno он, конечно, не мог, многое сделано схематично, не хватает деталей, видны бедные текстуры, угловатые модели и не очень реалистичные пейзажи - хотя графика все же не самая худшая. Звуки достаточно реалистичные, некоторые даже по-настоящему впечатляют, играет приятная и успокаивающая, медитативная музыка, что придает игре даже свою теплую атмосферу. Но разнообразия и здесь не хватает, как и во многом другом. Еще будут добавляться новые элементы, но для коллективной игры ничего не предусмотрено. Рано или поздно, когда вы разработаете верную стратегию управления вашим поселением, что, правда, непросто, игра начнет надоедать, здесь уже нечем будет заняться. Через несколько дней уже вряд ли что-то сможет удивить. Но до этого момента играть и наблюдать за происходящим интересно, сам процесс умиротворяет и затягивает. Прекрасно выстраивается вся необходимая информация, хорошо продуман интерфейс. Сидишь и любуешься пейзажами, окутанной туманами деревней, летним дождем, засеянными полями, снегом. И даже неудача и очередная гибель вашего поселения нисколько не злят, а выглядят забавно - ведь интересно, чем же все закончится у этих людей в следующий раз.