Настольная игра к программе «Маленькие космонавты» «Созвездия. Собери созвездие Игра собери созвездие для детей

Космос, звезды – все по этой теме,

Наконец узнать пришла пора.

Путешествовать по Солнечной системе

Нам поможет новая игра.

(Учитель-дефектолог Петрова С.А.)

С древних времен людей манило все недоступное и загадочное. Без сомнения самым недостижимым из всего того, что их окружало, был космос. А потому, Солнце, Луна и звезды всегда притягивали их взгляды и души. Они заставляли мечтать и раздумывать. С тех пор люди сильно изменились. Их больше манит экран телевизора. Да и времени для того, чтобы полюбоваться звездами, все чаще не находиться. Люди разучились удивляться и радоваться простым и одновременно гениальным вещам: снежинке, первой весенней травинке, бабочке, порхающей с цветка на цветок. Звездам, созвездиям и даже целым галактикам. Но это все о нас – взрослых.

Дети находятся в слиянии с природой, подобно древним людям, а потому все что их окружает, кажется им таким интересным и родным. Даже маленькая былинка притягивает их внимание. Что уж говорить о том, как завораживает и волнует детей «сиянье звезд, пространства глубина». С раннего возраста их интересуют загадки вселенной.

К сожалению, на прилавках магазинов практически нет дидактических игр для детей дошкольного возраста, посвященных данной тематике. Осознание значимости проблемы побудило педагогический коллектив нашего детского сада к созданию дидактической игры «Путешествуем по Солнечной системе».

Цели игры:

1. Закрепить и систематизировать представления детей о Солнечной системе, Вселенной.

2. Развивать интерес к научному познанию социальной действительности, любознательность.

3. Воспитывать интерес и уважение к людям-первооткрывателям.

4. Развивать навыки ориентировки и пространственные представления.

В игре реализуются следующие образовательные области : «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Подготовка к игре (предварительная работа):

1. Памятка для родителей о том, как дать ребёнку первоначальные представления о космосе, Вселенной, движении планет Солнечной системы.

2. Беседы с детьми на тему "Земля - наш дом", "Солнечная система", "О космонавтах".

3. Наблюдения за солнцем, ночным небом.

4. Рассматривание фотографий, иллюстраций.

5. Чтение художественной литературы.

6. Разучивание стихотворений.

7. Отгадывание загадок.

8. Рисование, аппликация, лепка.

Оборудование игры:


Ход игры:

В игре могут принимать участие от 2 до 5 человек. Игра рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. В зависимости от уровня подготовленности детей, игра может быть упрощена (могут использоваться не все карточки с заданиями) или усложнена (наличие новых заданий).

Из Галактики Андромеды стали поступать световые сигналы. Жители планет Солнечной системы решили полететь в Галактику Андромеды и узнать, что там происходит. Представители планет собрались в центре Солнечной системы. Для того, чтобы добраться до Галактики Андромеды, им необходимо, минуя все препятствия, долететь от Солнца до Плутона.

Участники игры выбирают себе фишку.

С помощью кубика определяется очередность хода игроков.

Все игроки находятся в центре Солнечной системы (старте).

Первый игрок бросает кубик и делает столько ходов, сколько точек на верхней грани кубика. Движение начинается по орбите Меркурия (начиная с планеты), по часовой стрелке.

В соответствии с обозначением, игрок выполняет задание. Если игрок успешно справился с заданием, то еще раз бросает кубик (но не более 3 раз). Если задание выполнено неверно, то ход переходит к следующему игроку.

Обозначения:

Метеорит (вопрос – ответ) – игрок, попавший на «метеорит», вытягивает карточку с изображением метеорита и отвечает на вопрос.

Астероид (загадки) – игрок, попавший на «астероид», вытягивает карточку с изображением астероида и отгадывает загадку.

Ракета (кто это?) – игрок, повстречавший «ракету», вытягивает карточку с изображением ракеты. Узнает и называет того, кто изображен на фотографии.

Туманность Водоворот (расскажи и покажи) – игрок, попавший в «туманность Водоворот», вытягивает карточку с изображением туманности. Рассказывает стихотворение и сопровождает его соответствующими движениями.

Три золотых звезды (созвездие) – игрок, попавший на «три звезды», вытягивает карточку «созвездие». Узнает и называет, изображенное на карточке созвездие.

В игре представлены 2 набора карточек «созвездие» с картинкой и без нее.

– игрок, попавший на «планету», вытягивает карточку с изображением планет. Узнает и называет планету, перемещает свою фишку на планету, изображенную на карточке.

– игрок, встретивший «НЛО», вытягивает карточку с изображением НЛО. Проходит лабиринт, узнает на какую планету летит НЛО. В случае правильного ответа, игрок перемещает свою фишку на эту планету.

Крабовидная туманность (ребусы) – игрок, попавший в «крабовидную туманность», вытягивает карточку с изображением крабовидной туманности. Разгадывает ребус.

Черная дыра – игрок, попавший в черную дыру, перемещает свою фишку на черную дыру, которая находится на предыдущей орбите.

Разноцветная звезда - игрок, попавший на разноцветную звезду, перемещает свою фишку на разноцветную звезду, которая находится на следующей орбите.

Если игроку не удается перейти на следующий уровень (следующую орбиту) в течение 1 витка вокруг Солнца, то он автоматически переходит на следующий уровень (после прохождения 1 круга, игрок устанавливает свою фишку на планету, которая находится на следующей орбите).

Победителем в игре считается тот игрок, который первым телепортируется на космический корабль.

Игру можно использовать:

В совместной деятельности;

Как одну из форм работы с семьями воспитанников;

Как способ реализации задач годового плана ГБДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию детей и их родителей.

Игра «Путешествуем по Солнечной системе» - пример того, как можно в игровой форме закрепить и систематизировать знания дошкольников о Солнечной системе. Это – настоящая энциклопедия знаний для ребенка. Игра станет хорошим помощником родителям и педагогам для занятий с детьми в кругу семьи и дошкольных учреждениях.

Приложение (примеры карточек).

В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
А зовут объект…

По темному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает.

Звездолет - стальная птица,
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звездные …

До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая …

Волчок, волчок,
Покажи другой бочок,
Другой бок не покажу,
Я привязанный хожу.

А галактики летят
В рассыпную как хотят.
Очень здоровенная
Эта вся …

Чтобы глаз вооружить,
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный …

Астроном - он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная …

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.

Сатурн непременно узнаешь в лицо -

Его окружает большое кольцо.

Оно не сплошное, из разных полос.
Учёные вот как решили вопрос:

Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.

Раскинув свой огнистый хвост,
Комета мчится между звёзд.
- Послушайте, созвездья,
Последние известия,
Чудесные известия,
Небесные известия!
Несясь на диких скоростях,
Была у Солнца я в гостях.
Я Землю видела вдали
И новых спутников Земли.
Я уносилась от Земли,
За мной летели корабли!

На Луне жил звездочёт
Он планетам вёл учёт:
МЕРКУРИЙ - раз,
ВЕНЕРА - два-с,
Три - ЗЕМЛЯ,
Четыре - МАРС,
Пять - ЮПИТЕР,
Шесть - САТУРН,
Семь - УРАН,
Восемь - НЕПТУН,
Девять - дальше всех ПЛУТОН,

Над Землёю ночью поздней, Только руку протяни, Ты ухватишься за звёзды: Рядом кажутся они. Можно взять перо Павлина, Тронуть стрелки на Часах, Покататься на Дельфине, Покачаться на Весах. Над Землёю ночью поздней, Если бросить в небо взгляд, Ты увидишь, словно гроздья, Там созвездия висят. Над Землёю ночью поздней, Только руку протяни, Ты ухватишься за звёзды: Рядом кажутся они. У лунного моря Особый секрет - На море оно не похоже. Воды в этом море Ни капельки нет И рыба не водится тоже. В волны его Невозможно нырнуть, Нельзя в нём плескаться, Нельзя утонуть. Купаться в том море Удобно лишь тем, Кто плавать Ещё не умеет совсем!

Источники:

http://www.lenagold.ru/fon/clipart/alf.html - картинки предметов для карточек

http://fotodeti.ru/astronomiya.htm - текст вступительной части

С помощью этого комплекта мы можем рассказать малышам о созвездиях

ЧТО В КОМПЛЕКТЕ

42 карточки созвездий;

Некоторые изображения их в виде характерных фигур (40 карточек);

Плакат звездого неба в формате А3.

КАК ИГРАТЬ

1. Знакомство . Обсудите, как в древности называли созвездия и сравнивали их с животными, птицами и мифическими персонажами. Рассказать, откуда появились такие названия созвездий.

К примеру, вот нашла небольшой отрывок:

А все-таки на небе - великие картины, не просто нагромождение точек. Все звездочки светятся, мигают, манят и зовут. Так загадочно и красиво звучит: «Созвездие Единорога»… Но откуда все же произошли такие названия? Конечно, название отдельных групп звезд придумали астрологи! Обычно звезды называют по латыни, это традиция. Но в каждой стране названия переводятся на собственный язык. Фантазия древних астрологов была безгранична, с помощью своего воображения они увидели на звездном небе очертания сказочных животных или храбрых героев. Почти с каждым из созвездий связана какая-нибудь древняя легенда или миф.

Так, например, существует легенда о том, как появились на небе созвездия Малой и Большой Медведиц . Эта легенда повествует, что древнегреческий бог Зевс взял себе в жены прекраснейшую нимфу Каллисто. Зевсу нужно было огородить возлюбленную от преследований ревнивой Геры, и он взял нимфу к себе на небо, превратив в медведицу. Вместе с Каллисто Зевс обратил в медведицу и ее любимую собаку - она стала Малой Медведицей.

А есть легенда про созвездия Кассиопеи, Цефея, Андромеды, Пегаса и Персея . Считается, что когда-то давным-давно у мифического эфиопского царя Цефея женой была прекрасная царица Кассиопея. Однажды она, будучи в окружении нереид - мифических жительниц моря, опрометчиво похвасталась неземной красотой своей дочери Андромеды. Нереиды позавидовали и пожаловались повелителю морей Посейдону. Он напустил на берега Эфиопии страшное чудище, которое съедало людей. Цефей бросился к оракулу за помощью, но тот сказал, что единственный выход - отдать Андромеду. Пришлось Цефею пожертвовать любимой дочерью: привязать к прибрежной скале и оставить ожидать своей гибели. Но Андромеду спас герой Персей, прилетевший к ней на крылатом коне - пегасе. Основных участников этого мифа фантазия древних греков тоже поместила на небо в виде созвездий.

2. Звездное небо дома . Здесь нам предстоит работа с карточками созвездий. Мы можем попробовать в домашних условиях увидеть звезды и созвездия. Нужно проколоть дырочки на месте белых точек на карточках, выключить свет, взять фонарик и приложить поближе к карточке. Посветите через карточку в потолок и увидите одно из созвездий

3. Вышиваем созвездия . Так же, берем карточки созвездий и прокалываем. Затем берем шнурок и предлагаем малышу вышить аналогичное или свое созвездие

4. Клеим звезды . Можно купить в магазине наклейки зведочек и попросить малыша их приклеить на соответствующие точки на созвездии. Или сделать из звездочек такое же созвездие, как на карточке.

Играйте с удовольствием!

Ирина Глущенко

Цель : сформировать у детей представление о созвездиях , знаках зодиака. Способствовать развитию абстрактного мышления.

Игра состоит из карты звездного неба, заламинированных карт-схем 12 созвездий + Большая и Малая Медведица. Задания выполняются фломастерами или маркерами. Фломастер и маркер оставляет яркий след, который легко стирается сухой бумажной салфеткой. Эта особенность карт-схем созвездий «Игровизора» (по В. В. Воскобовичу) позволяет многократно использовать листы игровых заданий.

Занимаясь несколько лет кружковой работой, мне захотелось сделать для детей по теме «Созвездия » такую игру, чтобы играя , дети узнавали на схемах созвездия , находили свое, прорисовывали его.

Эта работа дает хороший результат в изучении данной темы. Дети с удовольствием находят на карте звездного неба все созвездия , затем такое же созвездие отыскивают на картах-схемах. По данной теме проходит несколько занятий. Это одна из любимых тем старших дошкольников.

Изучение темы «Созвездия проходит по такому плану :

1. Знакомство с картой звездного неба. Вводятся понятия «созвездие » , «звезда» . Чтение сказки «Как отважный Персей спас красавицу Андромеду» .

2. Знакомство с Большой и Малой Медведицами. Нахождение на карте Полярной звезды. Дидактическая игра «Собери созвездие » . Прорисовывание на «игровизоре» созвездия Малой и Большой Медведицы. Так же дети учатся выкладывать из серебристых звездочек созвездия на листах темного картона.

3. Млечный путь. Чтение сказок народов Сибири «Небесный олень» . Нахождение млечного пути на карте звездного неба.

4. «Под знаком Зодиака» , «Мой знак Зодиака» - учить распознавать основные созвездия Зодиака по количеству и форме расположения ярких звезд.

5. Моделирование созвездий (по схемам) .

6. «Нарисуй созвездие по контуру » (карточки «игровизоры» с изображением созвездия ). Дети маркерами по схеме прорисовывают созвездия .



Настольная игра «Созвездия » это очень интересный и полезный материал, как для дошкольников, так и взрослых. Дети учатся распознавать основные созвездия Зодиака , по количеству и форме расположения ярких звезд, моделируют созвездия , фантазируют и придумываю новые, развивают мелкую моторику, что очень важно в старшем дошкольном возрасте.


С помощью этой игры ребенок решает самые разные задачи : совершенствует графические навыки, ориентируется на пространстве листа, изображает фигуры созвездий , создает зеркальное изображение и так далее - на что только хватит фантазии.


«Человечество не останется вечно на земле, но,

в погоне за светом и пространством,

сначала робко проткнет за пределы атмосферы,

а затем завоюет себе все околосолнечное пространство».

К.Циолковский

С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Загадки Вселенной будоражили воображение всегда, с раннего детства до старости.

Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнать новую, интересную информацию про космос?

В основе данного пособия легло желание, любознательность моих детей к космосу. И я должна была удовлетворить потребность детей, которое ведет ребенка к интеллектуальном и эмоциональному развитию.

Задачи:

- Формировать у дошкольников познавательного интереса к космической сфере, базовых представлений о космосе, приобщение детей к наследию космической отрасли.

- Дать детям элементарные представления: о Земле, материках и океанах.

Познакомить с моделью земли – глобусом, с Луной – спутницей Земли.

Рассказать о том, что Вселенная – это множество звезд, а солнце – это самая близкая к Земле звезда.

Уточнить представления о звездах, созвездиях и их разнообразии.

Развивать представления детей о том, что они живут на планете Земля, что в космосе есть и другие планеты.

Закрепить понятия о том, кто такие космонавты, на чем они летают в космос.

Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни на Земле. Познакомить с первым летчиком – космонавтом Ю.А.Гагариным, а так же о первых живых существах в космическом пространстве – собаках Белке и Стрелке.

Сформировать у детей понятия: «космос», «солнечная система», «космическое тело», «метеорит», «комета», «галактика», «млечный путь», «созвездие».

Развивать навыки речевого общения, связанной речи, умения: высказывать свое мнение о возникшей проблеме, вступать в дискуссию с взрослым и сверстниками, формировать и выражать свои мысли.

Обеспечить формирование умения применять полученные знания в предметно – практической и игровой деятельности.

Воспитывать умение работать в одной команде, сопереживать и радоваться успеху, решать проблему сообща.

Предварительная работа: Практическая деятельность (изготовление совместно с детьми, родителями, воспитателями – планет Солнечной системы). Беседы о солнце, Луне, звездах. Рассматривание картинок и плакатов с изображением звездного неба, планет Солнечной системы, созвездий. Заучивание с детьми стихов, загадок по теме «Космос». Рассматривание фотографий первых космонавтов, иллюстраций о космосе, рассматривание глобуса.

Ожидаемые результаты: Усвоение знаний о космосе и о космическом пространстве, эмоциональное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса. Умение детей научится различать и называть планеты; звезды, созвездия и их разнообразие, а так же знать первого летчика – космонавта Ю.А. Гагарина.

Методическое пособие можно использовать как для индивидуальной работы с детьми, так и с подгруппой детей. В своей работе я использую данный материал для закрепления определенных знаний, исходя из индивидуальных способностей детей. Так же использую данное пособие как демонстрационный материал в познавательной деятельности, так и для самостоятельной игровой деятельности детей. Можно использовать для закрепления пройденного материала по формированию целостной культуры мира. Пособие можно использовать для сюжетно – ролевых игр: «Путешествие в космическое пространство», «Путь к звездам», «Космодром».

Данное пособие состоит из 9 планет, включая Солнце и Луну сделанные из модульного оригами; звезд разного размера сделанные из соленого теста, все предметы располагаются на специально подготовленном игровом поле - небо. Игровое поле изготовлено из фанеры обтянутое тканью, фишки изготовлены из пробок.

В своей работе я использовала данное пособие, как сюжетно - дидактическую игру: «Путешествие на Луну», «Созвездия»; развивающие игры: «Что изменилось?», «Скажи наоборот», «Посчитаем звезды»; упражнения «Космические загадки»; викторина «Что мы знаем о космосе»- где нас ждут приключения и трудности, с которыми мы успешно справляемся.

Сюжетно - дидактическая игра: «Путешествие на Луну»

Цель: Закрепить знания о планетах Солнечной системы, развивать интерес к изучению Вселенной.

Оборудование: Игральный кубик, фишки по количеству детей, игровое поле.

Форма организации детей: подгрупповая.

Правила игры: Правила этой сюжетно – дидактической игры довольно просты. Играть может двое или большее количество человек. Каждый из участников устанавливает свою фишку в левую крайнюю точку нижнего ряда. Очередность ходов игроков определяется с помощью считалки или броска кубика. После этого участники по очереди бросают кубик. Сколько точек выпадает на игральном кубике, на столько делений игрок передвигает свою фишку вперед по ходу движения. Путь игрока проходит по белым кружочкам с цифрами. На поле могут быть условные знаки:

Красные стрелки могут направить вас вперед вверх или вниз;

- Зеленый кружочек обозначает, что участник игры должен рассказать о планете;

- Желтый кружочек обозначает, что участник должен сделать дополнительный ход;

- Черный кружочек, самый коварный знак, он возвращает игрока в самое начало игры.

Выигрывает тот, кто первым доберется до Луны.

Сюжетно- дидактическая игра: «Созвездия»

Цель: Сформировать знания о звездах и созвездиях. Развивать умения «читать» схемы созвездий и правильно изображать на звездном небе.

Оборудование: Звездочки, игровое поле.

Форма организации детей: индивидуальная, подгрупповая.

Правила игры: Сколько вокруг различных космических объектов! Интересно, а как выглядят в космосе знакомые нам созвездия, которые мы наблюдаем с Земли. Задание: игроку нужно изобразить на игровом поле схему созвездия, название которого изображено на соответствующей карточке. Если игрок правильно выполняет схему, ему начисляется один балл.


Развивающая игра: «Что изменилось?»

Цель: Тренировать наблюдательность, развивать зрительную память.

Оборудование: планеты, игровое поле.

Правила игры: Выбирается группа из 2-5 человек. Дети становятся полукругом, педагог предлагает запомнить расположение планет, на это отводится 1 – 2 минуты. Затем дети закрывают глазки, педагог меняет расположение планеты. Дети стараются назвать, те изменения, которые заметили.

Игра: «Посчитаем звезды»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи: согласование числительных и прилагательных с существительными; закрепление порядкового счета.

Правила игры: Дети при выкладывании звезд на игровое поле и построении фраз должны правильно согласовать числительные и прилагательные с существительными: -1 большая звезда;

2 большие звезды;

3 большие звезды;

4 большие звезды;

5 больших звезд.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи: образование и употребление антонимов, синонимов.

Правила игры : Дети садятся в круг. Педагог прокатывает мяч одному из детей и спрашивает, каким должен быть космонавт:

«Слабый»- ребенок прокатывает мяч обратно и отвечает: «Сильный»

Медлительный – быстрый

Грустный – веселый

Старый – молодой

Трусливый – смелый

Умный…….-

Здоровый….-

В конце игры один ребенок перечисляет положительные качества, которые должны быть у космонавтов. Так же можно использовать образования и употребление антонимов, синонимов о планетах и созвездиях.

Использованы материалы :

  • http://images.yandex.ru/yandsearch?text= космонавты%20в%20картинках& =1&stype=image
  • http://images.yandex.ru/yandsearch?text= женщина+космонавт& stype =image
  • http://images.yandex.ru/yandsearch?text= белка+и+стрелка& stype =image
  • http://images.yandex.ru/yandsearch?p=2&text=
  • Скоролупова О.А. Покорение космоса.-2-е издание, Москва,2007г.
  • Скоролупова О.А. «Большое космическое путешествие. Игровая неделя в ДОУ»М.:Издательство «Скрипторий 2003», 2006г.
  • Энциклопедия «Моя первая книга о космосе: научно-популярное издание для детей»,М.: «РОСМЕН-ПРЕС»,2007г.
  • Ридерз Дайджест «Атлас Вселенной для детей»,2001.
  • В.Скурат «Космос. О звездах, планетах, космических путешествиях». Издательский дом 2Юнион», 2008г.
  • Николас Харрис «Космос»,М.: «РОСМЕН-ПРЕСС»,2008г.

Уважаемые педагоги и родители — участники выставки!

2 июня 2015 г. в информационно-выставочном комплексе Тюменской областной Думы состоялась торжественная церемония награждения победителей региональной методической выставки «Современная образовательная среда детского сада и семьи».

С 8 по 10 июня 2015 г. педагоги из Тюмени получили сертификаты участников выставки и мультимедийные альбомы с полной версией выставки в Центре развития творчества детей и юношества "Грант" по адресу: ул.Профсоюзная, 52. тел. для справок: 685-321,

9 июня 2015г. отправлены дипломы, сертификаты и подарки победителям и участникам Выставки юга Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры заказной бандеролью на адрес ДОУ.

Дидактическая игра «Звёзды на небе»

(в игре участвуют от двух до четырёх человек)

Задача: Учить детей соотносить схематическое изображение предмета с художественным. Познакомить их с символикой некоторых созвездий.

Материал:

1. 4 карты лото, каждая из которых разделена на 6 частей, в трёх из них помещены схематические изображения разных созвездий.

2. 12 отдельных картинок с изображением сказочных животных или людей, символизирующих эти созвездия(ЛЕВ, КИТ, РЫБЫ, БОЛЬШАЯ МЕДВЕДИЦА, ОРЁЛ, ЛЕБЕДЬ, ДРАКОН, ГЕРКУЛЕС, ПЕРСЕЙ, ВОЛОПАС, КАССИОПЕЯ, ПЕГАС)

Руководство к игре: Детям раздают карты с лото с изображением различных созвездий. Картинки с изображением животных или людей находятся у воспитателя.

Воспитатель начинает рассказ: «Всем вам, ребята, приходилось вечером или ночью видеть на небе звёзды. Ещё с древних времён люди, рассматривая и наблюдая звёзды, мысленно разделили их на группы-созвездия; самые заметные и яркие звёздочки в каждой группе они мысленно соединяли воображаемыми линиями, как бы рисуя по небесному своду, а потом смотрели, на что похож рисунок. А рисунки получались разные: один напоминает зверя, другой -птицу, третий -человека.

Если наблюдать звёздное небо в одно и тоже время несколько дней подряд, то можно заметить, что те же группы звёзд(созвездия) появляются в небе в определённых местах: одно созвездие, например, за лесом, другое всегда над домом, третье -над рекой(к примеру) и т.д.

В древности путешественники ориентировались по звёздам, чтобы не заблудиться в пути, определить, который час.

Люди придумывали названия созвездиям, рисовали их. Созвездий очень много, мы сейчас поговорим лишь о некоторых. Я буду рассказывать вам, а вы догадайтесь, о каком созвездии идёт речь. (Воспитатель показывает детям картинки и рассказывает о созвездиях. Рекомендуется придерживаться предложенной последовательности).

    Если внимательно посмотреть на звёздное небо, то можно найти созвездие, похожее на большой ковш. Можно представить себе, что конец ручки ковша -это нос какого-то зверя, несколько звёзд под ковшом- это его лапы и туловище, а сам ковш-седло. Древние люди считали, что все эти звёзды, если их соединить вместе, похожи на медведицу, по-своему рисовали её. Посмотрите на свои карточки: нет ли у вас созвездия, похожего на медведицу? (Воспитатель показывает картинку, с изображением Большой Медведицы. Дети вначале рассматривают карточки с созвездиями, потом картинку, показываемую взрослым, и ищет нужное созвездие. Имеющий карточку с этим созвездием получает картинку с изображением Большой Медведицы и кладёт её над соответствующим созвездием.)

    А перед самым носом Большой Медведицы тоже есть группа звёзд, которую назвали созвездием Волопаса. Это человек, который пасёт вола -пастух.(Взрослый показывает соответствующую картинку). У кого созвездие Волопаса? (Дети смотрят на картинку с этим созвездием и ищут на карточках лото схематическое изображение созвездия. Имеющий карточку с этим созвездием получает картинку и кладёт её над ним.)

    Есть на небе и созвездие Лебедя. Похоже, что Лебедь, раскинув крылья, летит по небу. (Показывает картинку с соответствующим изображением.) У кого есть созвездие Лебедя? (Угадавший получает картинку.)

    А можно увидеть созвездие крылатого волшебного коня-Пегаса. У кого есть созвездие Пегаса?

    Вот созвездие Геркулеса. Оно состоит из многих звёзд. По преданию, Геркулес был очень сильным человеком. У него была дубинка, с помощью которой он победил страшного льва. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем. У кого есть созвездие Геркулеса?

    А другая группа звёзд называется созвездием Льва, того самого, которого убил Геркулес. У кого есть созвездие Льва?

    Есть группа звёзд, которую назвали созвездием Орла. Он летит как бы навстречу Лебедю. Орёл- очень грозная птица. У вас есть такое созвездие?

    На небе можно отыскать созвездие Рыб. Эти звёзды лучше всего видны в дождливые осенние месяцы. У кого есть созвездие Рыб?

    А за Рыбами слабо поблёскивает созвездие Кита, состоящее из сотни звёзд. Кита, как и Рыб, лучше всего видно в дождливое время года. Найдите это созвездие.

    На небе можно найти даже Дракона- волшебного, сказочного змея.Посмотрите внимательно, есть ли у вас такое созвездие.

    А ещё есть созвездие с необычным названием- Кассиопея. Оно состоит из пяти ярких звёзд, соединив которые, получим букву «М». Кассиопея-имя царицы. По преданию, она очень хвалилась своей красотой и всегда собой любовалась. У кого такое созвездие?

    В небе есть ещё созвездие, которое называется Персей. Герой Персей спас прекрасную молодую царевну от злого Кита.У него было сказочное оружие- голова медузы Горгоны. Все, кто взглянет на медузу Горгону, превращались в камень.Персей показал Киту своё сказочное оружие. Кит взглянул на него и превратился в остров, а Персей женился на царевне. У кого есть созвездие Персея?

Когда все карточки будут разложены, воспитатель заканчивает занятие-игру словами: «Разные люди по-разному соединяли звёзды, и рисунки у них получались другие. Большая Медведица одно время на Руси называлась Кастрюлей, а на Украине- Телегой, а в Сибири -Лосём. Если вы будете смотреть на небо, вам тоже может показаться, что то или иное созвездие можно было бы назвать как-то по другому. Но люди, изучающие небо, собрались и договорились о том, что одни и те же группы звёзд будут называть одинаково.

При повторении игры дети меняются карточками лото.

Когда дети усвоят названия созвездий, им можно предложить играть самостоятельно, как в любое другое лото. Игру можно в этом случае упростить: ведущий, показывая карточку, спрашивает участников игры: «У кого есть такое созвездие?»

Дети раскладывают картинки со сказочными изображениями, символизирующими различные созвездия, на соответствующие места.